Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Выделение в законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования, значения и роли административного надзора и учёта загрязнения окружающей среды как специфической разновидности государственного контроля связано с преобразованиями системы государственного управления, проводимыми в рамках административной реформы в Российской Федерации, мероприятий по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг и реформированием отраслевого законодательства (законодательства о градостроительной деятельности, земельного, водного, лесного, об обращении с радиоактивными отходами, о техническом регулировании и т. д.).
Ранее (до 2011 г.) основным видом контрольной деятельности в области охраны окружающей среды в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определялся экологический контроль, его задачи и виды: государственный, производственный, муниципальный и общественный. В рамках противоречивой политики централизации / децентрализации полномочий органов государственной власти статус и содержание видов экологического контроля постоянно менялись, в силу чего их содержание, правовое регулирование и организация имели существенные недостатки.
С вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения предыдущего Федерального закона - «Об охране окружающей среды», устанавливающие правовые основы экологического контроля и его видов, утратили свою законную силу.
Вместо государственного экологического контроля установлен государственный экологический надзор, с сохранением федерального и регионального уровня осуществления его как вида контрольной деятельности. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды остались, однако их статус и содержание изменились, в том числе в части учёта загрязнения окружающей среды.
Проблемных дискуссий по законодательным изменениям, устанавливающим организационно-правовые основы контрольной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, очень много. На этой основе и определяется задача повышения эффективности учёта загрязнения окружающей среды на федеральном и региональном уровне.
В отдельных специальных законах установлены правила об осуществлении регионального государственного надзора (например, в ст. 8 Закона РФ «О ветеринарии»), либо об осуществлении органами исполнительной власти субъектов РФ государственного экологического надзора (например, за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения согласно подпункту 10.3 ст. 5 Закона РФ «О водоснабжении и водоотведении»), но в обобщающей ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды» такие виды государственного экологического надзора не отражены.
Основной проблемой исследования является то, что в деятельности региональных органов экологического надзора практике присутствует ряд трудностей трудности, связанные с применением отдельных положений Правил подготовки органами ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, предусматривающих возможность корректировки сформированного и опубликованного на сайте Генпрокуратуры России ежегодного плана проверок; положений, связанных с определением возможности проведения проверочных мероприятий при реорганизации юридического лица или прекращением им деятельности и др.).
Установленное ФЗ № 294-ФЗ требование о проведении плановых проверок не чаще чем один раз в три года, учитывая, что для устранения серьезных нарушений природоохранного законодательства необходим постоянный контроль, также до недавнего времени ограничивало эффективность и результативность государственного экологического надзора.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере охраны окружающей среды.
Предмет исследования – гражданско-правовая ответственность в сфере экологии.
Цель работы – выявление направлений совершенствования инструментов учёта загрязнения окружающей среды на уровне субъекта Федерации. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы;
1. проанализировать различные подходы к понятию гражданско-правовой ответственности;
2. раскрыть виды и формы гражданско-правовой ответственности;
3. провести анализ нормативно-правовой базы взаимодействия Российской Федерации и её субъектов в сфере учета загрязнения окружающей среды
4. определить направления развития гражданско-правовой ответственности в целях охраны окружающей среды.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1.Основные подходы к определению категории ответственности в гражданском праве
В философско-правовой парадигме позитивизма существует цивилистическая идея юридической ответственности и криминалистическая: мы наблюдаем реализацию идеи юридической ответственности в позитивном праве в виде некоего эклектичного образования, в котором идея возмещения ущерба смешалась с идеей наказания, превратившись в идею наступления негативных последствий для нарушителя правопорядка. Но это - идея санкции как элемента правовой нормы, но никак не ответственности.
Понятие обязанности первично по отношению к понятию права, подчиненному и относительному. Право действенно не само по себе, а лишь через обязанность, которой оно соответствует; реальное осуществление права исходит не от его обладателя, а от других людей, признающих себя чем-либо обязанными по отношению к нему. Обязанность, как только она признана, является действенной.
В теоретическом и практическом аспекте актуальность проблематики «гражданско-правовой ответственности», определяется еще и тем фактом, что исследуемый правовой институт является, пожалуй, одним из наиболее полемичных в правовой науке, поскольку в настоящее время отсутствуют единые подходы к определению понятия, форм, основания и условий гражданско-правовой ответственности. Вместе с тем правильное теоретическое разрешение этих вопросов во многом предопределяет деятельность правоприменителя и законодателя, что, в конечном счете, сказывается на качестве законности и правопорядка в гражданских отношениях.
Гражданско-правовая ответственность базируется на началах юридического равенства субъектов гражданского права, правовой диспозитивности и инициативы. Субъекты гражданско-правовых отношений несут друг перед другом взаимную и равную ответственность. Исходя из этого они обладают известной свободой в установлении и использовании мер ответственности.
Ответственность - это всегда дополнительное обременение, которого лицо не понесло бы, если бы не совершило правонарушения. Особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предназначена, в основном, для восстановления нарушенных прав.
В гражданско-правовой науке существуют три принципиально разные позиции по содержанию понятия гражданско-правовой ответственности.
Одни ученые полагают, что гражданско-правовая ответственность - это, прежде всего, санкция.
О.С. Иоффе рассматривал гражданско-правовую ответственность в виде санкции за правонарушение, которая влечет для правонарушителя негативные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав, либо возложения дополнительных обязанностей .
Н.Д. Егоров пишет, что под «гражданско-правовой ответственностью необходимо понимать санкцию, которая применяется к правонарушителю, путем возложения на него или дополнительной гражданско-правовой обязанности, или лишения субъективного права, которое ему принадлежит» .
Д.А. Гришин, поддерживая точку зрения Д.Н. Егорова, указывает, что с одной стороны, гражданско-правовая ответственность должна носить характер эквивалентного возмещения причиненного вреда, и выражаться в каком-либо дополнительном обременении, отрицательных последствиях для нарушителя - с другой. Этими последствиями могут быть замена обязательства, которое не было исполнено, обязанностью возмещения
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133.
4. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. ст. 2222.
5. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. № 26. 29.06.1998. ст. 3009.
6. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 23.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. № 12. ст. 1024.
7. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. ст. 1462.
8. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2011. № 50. ст. 7358.
9. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. № 10. ст. 823.
10. Михайлов А.А. Причинная связь как условие привлечения к материальной ответственности в трудовом праве //Вестник УдмГУ. - 2011. - №2-4. - С. 134-138.
11. Пашко Я.С. Отграничение материальной ответственности в трудовом праве от гражданско-правовой ответственности //Бизнес в законе. - 2008. - №2. - С. 225-227.
12. Шанько В.В. Материальная ответственность в трудовом праве //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2012. - №2. - С. 113-120.
13. Гражданское право современной России. Очерки теории: науч. издание / [Коршунов Н.М. и др.]; под ред. Н.М. Коршунова. - M.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 592 с;
14. Гражданское право. Ч. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 5-е изд. - М.: Проспект, 2001. - 626 с.
15. Дюбко Е.Г. Защита нематериальных благ и неимущественных прав граждан и юридических лиц в гражданском праве России: монография / Е.Г. Дюбко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 166 с.
16. Иванова О.М. Основания, цели и задачи юридической ответственности: монография / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Р.Л. Хачатурова. - Самара: Изд-во СаГА, 2009. - 171 с;
17. Иоффе О.С. Обязательственное право // Иоффе О.С. Избр. тр.: В 4 т. Т. III: Обязательственное право. - СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2004. - 880 с;
18. Шевченко А.С., Шевченко Г.Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: Учебное пособие. - М.: Статут, 2013. - 133 с.